Время чтения: 8 мин.

На самом деле, сначала я хотел написать обычные итоги года, но потом передумал. Вместо этого я расскажу, что случилось с некоторыми моими сайтами. Даже не так. Случилось с ними вполне очевидное: они закрыты и их больше нет. Но почему?

Санни Форт. «Самый солнечный» сайт о Team Fortress 2 был задуман как источник новостей, статей и переводов официального блога. Тогда Team Fortress 2 был совсем другой игрой (я не хочу сказать, что он был лучше тогда, потому что не считаю так), в которой я проводил немало времени. Думаю, главной моей ошибкой было решение сделать сайт, где будет все и сделать этот сайт в одиночку. Я до посинения переводил чейнджлоги (которых тогда уже было под сотню), которые никому не нужны, статьи из официального блога, которые уже все прочитали у других и т.д. В конечном счете, толку от этого было мало и я его заморозил с надеждой, что когда-нибудь еще вернусь к нему, чего так и не произошло. Спустя некоторое время сайт был перенесен на поддомен, а его место на основном домене заняли переводы официальных страниц обновлений. В этом году оба эти сайта ушли в небытие.

Кстати, с основным доменом для СФ случилось в свое время еще такое: домен этот я получил совершенно бесплатно по акции от одного регистратора, но продление его стоило каких-то безумных денег (где-то 600-800 руб.) по сравнению с ценами у всех остальных и я даже продлил его один раз. Но когда я понял, что больше не хочу им заниматься, я не захотел его продлевать и потому перенес сайт на поддомен. Когда окончился срок делегирования и домен освободился, я смог, к своему удивлению, зарегистрировать его вновь у другого регистратора за 100 руб. С популярным доменом такое бы не удалось, так что сразу выбирайте регистратора по цене продления, а не по цене регистрации.

Кейон.ру. Я люблю K-ON! и уже писал о нем. После просмотра сериала мне (вполне естественно для меня) захотелось сделать фан-сайт для него. Кроме того, было лето, все разъехались кто куда и мне было скучно. Здесь же основной моей ошибкой было то, что этот сайт был никому не нужен, кроме меня одного. А мне не хватило энтузиазма наполнить его материалами. Сайт получил глоток свежего воздуха (а может, это был удар дефибриллятором) с выходом K-ON!!, некоторое время новости для сайта писал @Wounkun, и благодаря ему сайт получил некоторую поддержку от крупной фан-группы K-ON! во Вконтакте. Спасибо вам всем и извините, что я ушел этот сайт по-английски. Так вышло.

Исходя из этих двух опытов я решил, что больше не буду заниматься фан-сайтами, потому что они требуют уйму времени при том, что эта работа полностью вторична, ведь первичным является только предмет поклонения. Не хочется заниматься тем, над чем ты имеешь так мало контроля.

Вэки Отаку. Вообще, это был эксперимент. Как-то я решил попробовать писать в твиттер об аниме, и захотелось также кого-то читать, но тут же я натолкнулся на одно поразительное препятствие. По некоторым причинам я не стал менять аватарку в твиттере на анимешную (тогда у меня было на аватарке мое лого, которое можно видеть в фавиконке сайта), и именно это, как выяснилось, стало причиной, что многие анимешники меня не просто не фолловили, но и блокировали. Мне стало интересно, что будет, если я заведу отдельный аккаунт, с анимешной аватаркой и где буду писать только об аниме. Для полноты эксперимента я решил что он будет полностью изолированный и практически анонимный. Так появился @wackyotaku. Сам ник выбирался долго и мучительно, в конце я решил, что пусть будет такое забавное «масло масленное». Я даже нашел некоторый формат с твитом разных новостей и кадров из аниме, и если бы не ленился, успех твиттера был бы больше, но, в целом, я доволен опытом (я думаю все еще, возможно все это переедет на текущий мой аккаунт).

Что касается сайта, то он задумывался как место для записей, слишком длинных для твиттера, но в итоге там стали появляться материалы по изучению японского языка. Так как я больше не планирую писать что-либо вообще от имени Wacky Otaku, то и смысл в отдельном сайте также пропал, но почти весь контент с него я перенес сюда (а работа над переводом руководства по японскому продолжается).

И напоследок, хотя нельзя не сказать, что тяжело закрывать проект, в который ты вложил время и силы, вместе с тем, я считаю, что подобные изменения всегда к лучшему, и нужно всегда отрубать такие хвосты. Я многому научился в процессе, поэтому ни о чем не жалею.

И чтобы точно закончить данную заметку на позитивной ноте, я хочу сказать, что у меня еще много планов, к составлению которых я теперь стараюсь подходить более разумно.

Спасибо всем, кто со мной и кто был со мной. С Новым годом!

QR Code

Комментарии (15)

Аватар [DSL]StalceR [DSL]StalceR

>Исходя из этих двух опытов я решил, что больше не буду заниматься фан-сайтами, потому что они требуют уйму времени при том, что эта работа полностью вторична, ведь первичным является только предмет поклонения. Не хочется заниматься тем, над чем ты имеешь так мало контроля.

Очень интересное замечание, как по мне. Особенно в свете моих фан-сайтиков. :-)

Аватар Alex7Kom Alex7Kom

Я перечитал еще раз свой текст и думаю, что очень туманно высказался. Я думаю, следует идти от того, какую функцию вообще выполняют фан-сайты: информационную/новостную (часто они перерабатывают официальную информацию, крупные ресурсы иногда добывают информацию сами, мелкие фан-сайты только перерабатывают информацию с более крупных), коммьюнити (я думаю, это даже основная функция — найти единомышленников), образовательную (если фан-сайт по игре, то это разные прохождения и руководства, база знаний), развлекательную (разное, созданное фанатами). В любом случае это функция дополняющая. В любой момент времени существует бесчисленное количество фан-сайтов по одному и тому же, если предмет интересен. В любой момент времени этот предмет может перестать быть интересен. Или (моя проблема) в один прекрасный момент тебя не перестанет покидать ощущение, что ты не создаешь ничего нового. Материалы русских фан-сайтов чаще всего вообще представляют собой только переводы.

Кроме того, я считаю, что время фан-сайтов как ресурсов, объединяющих все перечисленные функции, уходит. Информационную и коммьюнити функцию выполняют ресурсы типа реддита, база знаний — вики, наполняемая пользователями, развлекательная и образовательная — зависит от медиа, но чаще всего это ютуб.

А 10 лет назад все было совсем не так, да. Фан-сайтам требовалось выполнять функцию агрегирования, потому что иначе информацию о чем-то приходилось собирать по крупицам. Все изменилось :)

Аватар [DSL]StalceR [DSL]StalceR

Ты хорошо всё описал, и всё правильно. Но, мне кажется, что та социальщина, которую ты упомянул (реддит, вики или веб 2.0) как раз уже начинает уходить. Это была концепция прошлых лет.

А вообще, я предлагаю тебе взглянуть на фан-сайты, как на независимую авторскую журналистику. Я читаю Self-Esteem Fund, например, из-за того, что мне нравится автор, его мнение, его подборка новостей, его акценты. Никакая социальность не сможет перебить это.

Конечно, это не касается тех "фан-сайтов", которые сделаны школьниками на юкозе и влачат существование из счёт копипасты.

Насчёт переводности материалов. Конкретно в нашей ситуации: игры, школьники, как основная аудитория — перевод это то, чего реально не хватает. Уровень знаний английского крайне низок и они нуждаются в переводе. Это так, к слову просто.

Аватар [DSL]StalceR [DSL]StalceR

И да, как ты можешь создавать что-то новое, если ты не производитель? В случае с Sunny Fort, создавать что-то новое можно только сидя в Valve и разрабатывая TF2. Всё остальное, как ни крути, вторично и не может быть созидательным, как думаешь?

Аватар Alex7Kom Alex7Kom

На мой взгляд, фан-сайты не могут не зависеть мнением от объекта поклонения. Практически любой материал для него подбирается исходя из этого. Ты не можешь писать о чем угодно и как угодно, потому что есть некоторое ожидание. И есть, например, личный сайт, где пишешь все, что хочешь и как думаешь. Вот здесь есть какая-то независимость. Или другой пример: тематический блог о широкой теме, скажем, о тех же играх. Такой блог может быть вполне независим во мнениях, в отличие от фан-сайтов, опять же.

«Социальщина» никуда не уйдет в ближайшее время, взять хотя бы фан-группы Вконтакте. Там, хотя у группы есть владелец, ты ощущаешь, что это «общая территория» и там некоторая активность есть среди участников даже в заброшенных авторами группах. Вики точно никуда не уйдут, по крайней мере, я на это надеюсь, потому что хайвмайнд показал свою эффективность в таких проектах. В любом случае, такие вещи куда меньше зависят от воли одного человека.

Аватар Alex7Kom Alex7Kom

Ответ прост: стать производителем же, ну. Ты можешь делать фан-сайт, а можешь пойти и сделать какой-то интересный совершенно новый сервис. В принципе, это субъективно. Даже производя свой контент для чужой игры (карты, моды) или создавая фан-арт, ты уже что-то создаешь. А просто написать об этом контенте — я не уверен, что это что-то особенное.

Аватар [DSL]StalceR [DSL]StalceR

Тематический блог "про игры" имеет такой же объект поклонения, как и фан-сайт по одной игре. Умение критиковать или даже разрешение себе критиковать - не зависит от того, чем ты занимаешься. Ей-богу, как только я решу, что Valve клепает говно и мне перестанет нравится то, чем они занимаются - я напишу об этом новость на HL Inside и, скорее всего, переведу сайт с состояние спячки.

Ну и не зря же игрожур часто упрекают в ангажированности - мол они не могут не зависеть мнением от, например, издателей, которые им оплачивают рекламу, дарят игры и прочее, прочее.

Насчёт "социальщины" - я имел в виду то, что через некоторое время может появиться совсем другая концепция, которая перетянет на себя внимание людей. Например, когда я начинал делать сайтики в 1998 году, были КРАЙНЕ популярны гостевые книги - они в том или ином виде были на всех сайтах. И если бы тогда кто-то сказал, что через всего-лишь 10 лет гостевухи будут лишь уделом памяти "старичков" веба, то все бы рассмеялись.

Аватар [DSL]StalceR [DSL]StalceR

Просто писать об этом - тоже производство. Можно смотреть так: я создаю то, чего до меня не было, а потребность в этом есть. Применимо к фан-сайтам это примерно так: я пишу новость на русском, т.к. на русском её никто до меня не писал, а есть большое количество детей, которые не узнают об этом, т.к. не знают где и не знают языка.

Это замечательная миссия, на самом деле. Я тебе как отец говорю.

А как только ты вырастаешь, познаёшь интернет, образовываешься, то конкретно этот сценарий становится тебе больше не нужным, да. И ты можешь не считать его особенным в этом случае, перестать ходить на фан-сайты или же открывать/закрывать свои.

Аватар Alex7Kom Alex7Kom

Разрешение критиковать не зависит, но нужно понимать, где эта критика уместна, а где нет. Если, конечно, критика объективная (что крайне редкий случай), то фан-сайт — первое место, которое должно написать об этом. Субъективное мнение уровня нравится/не нравится должно оставаться за пределами такого ресурса, так как будет выглядеть очень странно. Как раз сказать, что тебе надоело и усыпить сайт — единственный способ в случае фан-сайта это мнение выразить.
Какая концепция выживет, а какая нет — сложная тема, и это действительно сложно предугадать. «Веб 2.0» это маркетинговый буллшит, у него даже нет четкого определения. Когда он пришел и когда он ушел, никто так и не понял. Есть базовые концепции, которые не изменились: база знаний, обмен мнениями. Я не говорю, что фан-сайты умрут, но они меняются. Они больше не могут быть центром мира, так как отдельные сайты выполняют их отдельные функции лучше.

Аватар Alex7Kom Alex7Kom

Это хорошая миссия, но это, на мой взгляд, очень похоже на притчу, когда человеку дают рыбу вместо того, чтобы научить ловить ее. Да, человеку от этого проще, но ненадолго.

Аватар [DSL]StalceR [DSL]StalceR

Научить ловить рыбу - крайне важно, бесспорно. Но. Заниматься этим должны не фан-сайты (если это не фан-сайты по ловле рыбы, конечно). Для того, чтобы ребёнок научился читать по англиски, есть школы и родители. Это их задача, не сайта про игры.

Но, как бы не хотелось, невозможна такая ситуация, когда ВСЕ дети (люди) выучат какие-либо иностранные языки. И поэтому есть спрос. И поэтому будут предложния, удовлетворяющие этот спрос.

Я искренне рад за тех, кому хватает первоисточников информации. Но и чётко понимаю, что есть потребность в посредниках.

Тем не менее, мне кажется, что я понял твою мысль относительно нишевых проектов и их значимости в нынешнее время. Скажу только одно - у тебя получались (получаются) хорошие сайты и мне всегда жалко, когда пропадает что-то хорошее.

Аватар Alex7Kom Alex7Kom

Я совру, если скажу, что не разделяю твою позицию относительно перевода. Спрос на него есть и будет всегда. Я бы не взялся переводить руководство по японскому без этого (хотя во многом я это делаю для себя; вообще, это забавно, переводить с одного языка на другой язык учебник по третьему языку :).
Но те же игры для меня когда-то были основной мотивацией для изучения английского и я им занимался самостоятельно. В школах же у нас языки преподают плохо (это как раз основная причина огромного спроса на переводы). То, что есть и предложение перевода (далеко не всегда качественное, но зато огромное) приводит к тому, что многие даже и не пытаются учить иностранный язык, что вновь стимулирует спрос. Замкнутый круг. Я не знаю, к этому мне нечего больше добавить кроме того, что эта ситуация меня не очень радует.

Аватар [DSL]StalceR [DSL]StalceR

Повторюсь: это уже проблема не фан-сайтов, а родителей и системы образования. Я слежу за знаниями своей дочки, и надеюсь, что ей не понадобится пользоваться переводными ресурсами. :)

Аватар Alex7Kom Alex7Kom

Я и не говорил, что это проблема фан-сайтов :) Конечно, это общая проблема, проблема родителей и системы образования, но во многом и самих детей (и не только), которые не видят стимула учить другие языки помимо родного. Разные медиа (и потребность знакомства с этими медиа на их оригинальном языке) могут быть огромным стимулом. И фан-сайты в том числе могут играть в этом немалую роль. Именно в том, чтобы мотивировать на знакомство с первоисточником.

Аватар [DSL]StalceR [DSL]StalceR

Просто великолепно! =) Вот уже и вырисовалось то, чем могут приносить пользу фан-сайты, будучи даже вторичными.

Темы заметок
access_time share